Яндекс.Метрика


ПУБЛИКАЦИИ
 

Журнал «Энерго-info» № 11, 2010

Новая технология ремонта и антикоррозионной защиты в электроэнергетике.

Ключевая проблема распределительного электросетевого комплекса – изношенность основных фондов. Сегодня показатели износа в России в 1,5-2 раза превышают аналогичные показатели зарубежных сетевых компаний. Средний физический износ оборудования составляет 69%, при этом 52% оборудования выработало свой нормативный срок, а более 7% – отработало его дважды.

Среди вопросов, касающихся как ремонта, так и изготовления электроэнергетического оборудования, отдельного внимания заслуживает антикоррозионная защита, способная обеспечить его нормальную эксплуатацию в течение всего срока службы.

Особенности эксплуатации сооружений и оборудования отрасли предопределяют и требования к применяемым в ней защитным покрытиям. Бурное развитие промышленности, сопровождающееся загрязнением окружающей среды, способствует интенсивной коррозии оборудования электрических подстанций и опор линий электропередачи, а география их прокладки смещается в районы с холодным климатом. Поэтому защитные покрытия должны быть стойкими в загрязненной атмосфере, выдерживать как высокие, так и низкие температуры и их частые перепады, сохранять заданные декоративные свойства, быть удобными при нанесении в полевых и заводских условиях, и в конечном итоге обеспечивать высокие сроки безремонтной службы.

Среди многочисленных способов нанесения антикоррозионных покрытий самым распространенным и простым является применение лакокрасочных материалов. А наиболее надёжными из лакокрасочных являются цинкнаполненные покрытия, в частности, достойно зарекомендовавший себя на объектах электроэнергетики метод «холодного» цинкования, основанный на использовании покрытий ЦИНОЛ и АЛПОЛ. Остановимся более подробно на этой технологии окраски.

Метод «холодного» цинкования активно используется в электроэнергетике с 1995 года. На сегодняшний день материалами ЦИНОЛ и АЛПОЛ, защищено от коррозии более 50 тысяч тонн металлоконструкций опор ЛЭП и ОРУ ПС. «Холодное» цинкование обладает многочисленными преимуществами перед традиционными лакокрасочными покрытиями и при этом является достойной альтернативой горячему цинкованию. Покрытия, наносимые методом «холодного» цинкования, обеспечивают долговременную защиту металла от коррозии – более 15-20 лет, обладают высокой стойкостью к перепадам температур, относятся к группе материалов, не распространяющих пламя по поверхности, и рекомендуются для применения в заводских и полевых условиях при условии абразивоструйной подготовки поверхности металла под окраску.

Однако при выполнении ремонтных работ на действующем объекте проведение абразивоструйной очистки поверхности металлоконструкций не всегда технически возможно и экономически оправданно. В этом случае оптимальным решением является применение грунт-эмали ИЗОЛЭП-mastic.

Во-первых, грунт-эмаль ИЗОЛЭП-mastic не требует тщательной подготовки поверхности перед нанесением и может наноситься на ранее окрашенную поверхность и металл со следами коррозии, при условии удаления отслаивающейся краски и рыхлой ржавчины. Использование покрытия ИЗОЛЭП-mastic позволяет свести к минимуму подготовительный этап и значительно снизить трудоемкость работ, что особенно актуально при проведении работ на опорах, учитывая особенности их конструкций и особо сложные условия подготовки поверхности.

Вторым аргументом в пользу использования грунт-эмали ИЗОЛЭП-mastic является срок службы покрытия. Эпоксидная грунт-эмаль ИЗОЛЭП-mastic в качестве одного из пигментов содержит алюминиевую пудру, обеспечивающую высокие защитные свойств покрытия за счет барьерного эффекта. В условиях открытой промышленной атмосферы умеренного и холодного климатов покрытие ИЗОЛЭП-mastic прослужит не менее 10 лет, и это при нанесении по остаткам старой краски ПФ-115, либо на поверхность, очищенную при помощи ручного или механизированного инструмента.

В-третьих, ИЗОЛЭП-mastic является высокотехнологичным материалом. Грунт-эмаль наносится методом безвоздушного распыления с применением стандартного оборудования, при этом необходимая и достаточная толщина покрытия 150-300 мкм обеспечивается за один слой.

Немаловажно также то, что температурный диапазон применения данного материала начинается от 0о С, допускается и немного ниже ноля, это позволяет продлить ремонтный сезон вне зависимости от устойчивой тёплой погоды.

В конечном счете, все перечисленные выше достоинства суммируются и объединяются в едином и самом важном критерии – экономической выгоде.

Остановимся на экономической эффективности применения покрытия ИЗОЛЭП-mastic для ремонтной окраски электрооборудования и опор ЛЭП более подробно (см. таблицу). Если сравнивать ИЗОЛЭП-mastic с традиционно используемой недорогой эмалью ПФ-115 (которая в большей степени создаёт эффект видимости, нежели выполняет защитную функцию), то за десятилетний срок службы покрытия ИЗОЛЭП-mastic покрытие ПФ-115 пришлось бы обновить 4 раза. Тогда, с учётом стоимости материала и работ по его нанесению, затраты за 10-летний срок эксплуатации при использовании покрытия ИЗОЛЭП-mastic будут почти в три раза ниже, чем затраты на нанесение эмали ПФ-115. При этом экономия составит около 800 руб. на каждый квадратный метр защищаемой поверхности.

Экономическая эффективность применения для ремонтной окраски электрооборудования и опор ЛЭП долговечных лакокрасочных покрытий по сравнению с традиционно используемыми недорогими материалами

ПоказательЛакокрасочный материал, применяемый для ремонта, количество слоев и толщина покрытия
Толстослойная эпоксидная грунт-эмаль ИЗОЛЭП-mastic, 1 слой, 200 мкмАлкидная эмаль ПФ-115, 2 слоя, 60 мкм
1Стоимость нанесения покрытия, включая стоимость материала и работы430 руб./кв.м.310 руб./кв.м.
2Прогнозируемый срок службы покрытияне менее 10 летне более 3 лет
3Количество ремонтов покрытия, которые потребуется провести в течение 10 лет14
4Общие затраты на нанесение и эксплуатацию покрытия в течение 10 лет430 руб./кв.м.1240 руб./кв.м.
5Затраты на покрытие, приведенные на 1 год эксплуатации43 руб./кв.м.124 руб./кв.м.

Покрытие ИЗОЛЭП-mastic уже активно используется при выполнении ремонтных работ на объектах самого разного профиля от сооружений водоканала до химических предприятий. Имеется первый положительный опыт применения данного покрытия и на объектах электроэнергетики, в частности при ремонте оборудования ПС «Дегтярка» 110 кВ (рис. 1) и опор ЛЭП ВЛ 220 кВ «Малахит – Южная» (рис. 2) в Свердловской области. Широкое применение новой технологии ремонтной окраски позволит не только обеспечить привлекательный внешний вид, но и значительно увеличить срок службы металлических конструкций и оборудования энергообъектов.



Вся статья в формате PDF


Назад в список статей

Яндекс.Метрика